МДОУ №205 » Советуют специалисты » инструктор по физической культуре, хореограф

Профилактика плоскостопия у дошкольников


Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям - артритам, остеохондрозам.

Бывает, что, начиная учиться в школе, ученик внезапно жалуется на дискомфорт в стопах. И это естественно, ведь у него возрастает нагрузка на позвоночник из-за того, что теперь приходится носить довольно тяжелую школьную сумку. В большинстве случаев эти дискомфортные жалобы (и порождающие их болезненные ощущения) связаны с детским плоскостопием.

В первую очередь необходимо определить, есть ли плоскостопие у малыша, или же его нет. Пусть ребенок разуется и намочит ступни ног. Затем попросите его встать на голый пол (в этом случае хорошо, если пол дощатый). Внимательно посмотрите на отпечатки ножек малыша. Отчетливо должны отпечататься пальцы, плюсна, к которой прикрепляются пальцы, узенькой полоской должен быть отпечатан внешний край ступни и пятка. Внутренний край середины ступни не должен быть отпечатан — на его месте должна оказаться выемка в форме полукруга. Если же на полу виден след всей ступни полностью, и внешний и внутренний края середины ступни пропечатаны полностью, это значит, что у малыша плоскостопие — или, попросту говоря, плоская стопа.

Незначительный, казалось бы, дефект может, развиваясь в дальнейшем, иметь неприятные последствия. Стопа, не способная сохранять опорно-двигательный аппарат человека в нужном положении, перемещает центр тяжести на менее приспособленные для этого зоны позвоночника и мускулы. В результате чего может деформироваться осанка, появляются болевые ощущения в спине, ногах и пояснице.

Что же делать, если у малыша плоскостопие? Прежде всего — не разрешать ему дома бегать в носочках или вязаных «бабушкиных» тапочках, где отсутствует нормальная жесткая подошва. Обувь для дома должна быть подобрана с особой тщательностью. Не рекомендуются шлепанцы - они не оказывают нужного формирующего воздействия на ножку малыша. Необходимы тапочки с мягким верхом, упругой подошвой и небольшим каблучком — сантиметр-два в высоту, но не более. При выборе повседневной обуви обратите внимание на супинатор — среднюю часть подошвы. Он должен быть ярко выражен, достаточно крепок, но не груб, чтобы исправить дефект ступни ребенка и в то же время не деформировать ножку.

Кроме обуви можно посоветовать различные упражнения, оказывающие исправляющее воздействие на стопы. Вероятно, во многих домах есть пороги между дверями в комнатах. Пусть малыш, придерживаясь руками за косяк двери, встанет серединой ступней на порог и перекатывается через него с пятки на носок и обратно. Упражнение проделать сначала два-три раза, чтобы не повредить стопы. По мере привыкания ребенка к упражнению количество проделывания подобных перекатов следует увеличить до десяти — пятнадцати раз.

Во многих современных квартирах новой планировки пороги отсутствуют. В таком случае в магазине можно приобрести резиновый коврик для ног с характерным выступом в середине, Коврик весь состоит из резиновых шишечек, и его давление окажет благотворное исправляющее воздействие на стопы малыша при проделывании вышеназванных упражнений.

Хороший эффект дает ежедневное упражнение, которые называется «камни в сковородке» для его выполнения действительно понадобятся килограмм — полтора крупных гладких камней и широкая плоская сковородка с низкими бортиками. Лучше, если камешки для этого упражнения вы привезете с юга — морская галька диаметром от 1 до 5 см будет постоянно напоминать ребенку о теплом пляже. Но подойдут и хорошо обточенные камешки с берегов наших речек. В крайнем случае можно воспользоваться обычным сухим горохом. И сковороду лучше взять обычную - старинную, чугунную, а не новомодную аристократку «тефаль».
Высыпаем камешки на сковородку, а дальше - дело техники. Сковородку устраиваем возле умывальника. Попросите ребенка, по утрам занимаясь чисткой зубов, стоять не на полу возле ванны, а на камешках в сковороде. Только надо не просто стоять, а переступать с ноги на ногу, делать подошвами перекаты от пяточек к пальцам. Подошвы стоп, разминаясь, получают автоматическое давление на разные участки. И времени это лишнего не занимает, и эффект получается нужный. Закончили заниматься — сковороду задвинули под ванну, и она никому не мешает. Время от времени камешки надо промывать в теплой соленой воде, а сковородку ополаскивать.

С теми же камешками можно проделать следующее упражнение. Положите перед малышом несколько колец диаметром от сорока сантиметров и несколько крупных камешков. Пусть малыш босиком сядет на пол или разложенный диван. Дайте ему задание: надо пальцами босых ног поднимать с пола камешки и раскладывать их по кольцам. Упражнение дает потрясающий эффект для разработки ступней.

Еще одну тренировку можно производить буквально на ходу. Шагая по комнате, следует выполнять четыре шага обычных, четыре — на носках, четыре - на пятках и четыре — на внешних сторонах ступней. Упражнение позволяет разрабатывать гибкость ступней, не тратя на это специального времени.

Для борьбы с плоскостопием можно использовать не только приведенные физические упражнения, но и интенсивный массаж стопы, способствующий повышению в ней кровотока. Благодаря этому мышцы увеличивают свой объем и становятся достаточно сильными, чтобы «стянуть» звенья скелета стопы к центру. При этом образуется нужный дугообразный свод, распрямляющийся при напоре и амортизирующий нагрузки. А это очень важно именно в школьный период, так как последующие 10 лет нагрузки на ребенка будут неуклонно расти и расти.

                                         

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями.

 

«Значение формы одежды  для занятий  хореографией».

  Здравствуйте, уважаемые родители  наших воспитанников! Когда ребенок начинает заниматься танцами всегда встает вопрос формы. Какую же купить и где? А ведь это очень важно, в каком внешнем виде ваш ребенок пойдет на занятие хореографией. И важно это не только для педагога, но и для самих детей, а значит и для вас. Поэтому, возникла необходимость поговорить об этом.

Начну с того, что форма в группе должна быть единой. Если шорты для мальчиков, то у всех. И длина и цвет и качество должны быть одинаковы. Если майки, то у всех майки. Если футболки, то у всех футболки. Почему так, а не иначе? Потому, что ребенок , одетый в одежду отличающуюся от одежды всей группы, будет чувствовать себя не комфортно. Это будет отделять его от коллектива и создаст дискомфорт и ему и окружению. Единая форма одежды помогает детям действовать во время занятий всем вместе. Это развивает сплоченность и синхронность исполнения, что особенно важно в практике выступлений.

При выборе материала из которого изготовлена одежда лучше предпочтение отдать натуральным волокнам. Обычно это хлопок.

В случае подбора купальников для девочек, более эстетично выглядят купальники с добавлением лайкры. Они  будут аккуратно облегать фигуру. Рукава «три четверти». Цвет черный. Юбка должна быть белого цвета, быть широкой(обычно»солнце»). Если вы попросите ребенка попросите ребенка опустить руки » по швам» ,то это и подскажет самую правильную длину юбки для конкретного ребенка(по пальцы рук). Такую юбочку удобно брать в руки во время танца. Волосы девочкам принято убирать в «шишку», чтобы ничего не мешало и не отвлекало от движений.

На ноги одевают и мальчики и девочки балетки. Можно одеть и чешки, но мягкие туфли предпочтительнее, т. к. подчеркивают вытянутость стопы.

Правильно подобранная форма-это еще и фактор получения удовольствия. Маленькие модницы и модники очень любят наряжаться в красивую одежду и крутятся перед зеркалом. Эстетичная и комфортная форма поможет детям чувствовать себя красивыми и подтянутыми и безусловно дисциплинирует их на занятиях.

Одежду для занятий хореографией вы можете приобрести в специализированных магазинах, в магазинах спорт - товарах.

Уважаемые  родители! Давайте поможем детям формировать эстетический вкус и самодисциплину по средствам комфортной и красивой формы для занятий!

                С уважением, хореограф Захарова Юлия Александровна

                                      «Я хочу танцевать!»
Вы замечали, что ребенок, занимающийся каким-либо видом танцевального искусства, всегда выделяется среди своих сверстников? Красивая осанка, грациозная походка, опрятный благородный вид – неотъемлемые черты "танцующего" ребенка. 
С детских лет занятия хореографией становится для некоторых ребят неотъемлемой частью их жизни, областью их интересов, их хобби. Они дают ребенку возможность самореализации, раскрытия своего творческого потенциала, огромные эмоциональные впечатления. Но это все происходит не сразу. А первым шагом Вашего ребенка в этот удивительный мир танца могут стать занятия в кружке хореографии. 
Занятия хореографией для детей среднего дошкольного возраста в детском саду построены в игровой форме и включают в себя элементы ритмики, пластики, растяжек и конечно основы современной хореографии. Самое важное, на мой взгляд, - это привить ребенку интерес к занятиям, желание танцевать, и любовь к танцу. 
Конечно, не каждый родитель видит своего ребенка, танцующим на сцене в пачке и пуантах. Но это не значит, что его занятия в кружке не принесут ему пользы. Ведь такие занятия – это и недостающая современному ребенку двигательная активность, и эмоциональная разрядка, и формирование правильной осанки, и воспитание эстетических качеств - необходимые для нормального роста и развития Вашего малыша. 
Как уже говорилось, занятия включают элементы ритмики, пластики, растяжек и хореографии, т.е. разучивание позиций рук и ног, танцевальных этюдов и композиций. На мой взгляд, именно сочетание всех этих элементов позволяет гармонично развивать в ребенке такие качества, как координацию, гибкость, чувство ритма, грациозность. Кроме того, каждое занятие несет и воспитательную функцию: прививает вкус и эстетическое чувство, дети приучаются к дисциплине и ответственности, учатся работать в группе. 
Ритмический компонент занятий включает развитие чувства ритма, т.е. двигаться в такт музыке, различать темп и настроение движений. Пластика позволяет отработать плавность движений, научиться чувствовать свое тело. Растяжки – неотъемлемый компонент занятий хореографией. Растяжки повышают эластичность связок, мягкость мышц, расширяют диапазон доступных ребенку движений.

 

Значение воздействия хореографии на ребенка.

 

         Формирование выразительной, эмоциональной личности, ее культуры средствами хореографического искусства, является одной из важнейших задач

 педагога-хореографа.

         Двигательную энергию ребенка необходимо направлять в положительное русло. Именно хореография, как вид искусства, может снимать перегрузки, улучшать  физическое и душевное состояние детей. Попробуем перечислить основные составляющие процесса:

 ?Разумные и рациональные физические нагрузки на организм ребенка, которых не хватает современным детям;

?Эмоциональное развитие и воспитание, обогащение внутреннего душевного мира;

?Снятие психологических стрессов и перегрузок;

?Воспитание культуры общения, поведения и ориентации в пространстве;

?Знакомство с историей, традициями, культурой в целом.

        Необходимо отметить глубокое чувство радости, которое доставляет ребенку движения в танце.

        Развитие эмоциональной культуры личности тесно связано с пониманием задачи и роли хореографического искусства, как одного из средств воспитания чувств прекрасного.  Чувство как эмоциональная реакция на происходящее на сцене приводит к глубоким изменением в психике  человека.

       Участвуя в развитии эмоциональной культуры личности, хореографическое искусство отражает жизнь людей: физическую и интеллектуальную, познавательную и эмоциональную, создает красоту разнообразными средствами  (пластическими и музыкальными, динамическими и ритмическими, зримыми и слышимыми). Эти средства способствуют развитию эмоциональной культуры  человека в его жизни.

      Сопереживание, эмоциональная активность зрителя тем значительнее, чем ярче художественное воздействие на него. Поэтому через сложный индивидуально-эмоциональный мир человека оно, в конечном счете, влияет на его поступки, корректируя поведение в той или иной степени.

      Воспитание эмоциональной культуры личности начинается с детства. Занятия в хореографическом классе во многом этому способствуют. Дети, обучаясь хореографии, выражают своеобразное эмоциональное переживание. Оно может быть самым различным, т.к. ребенок, какого бы он возраста не был, имеет существенные различия в выражении эмоций. Проявление эмоций необходимо  для развития творческой личности ребенка. Эмоции не возникают сами собой, всегда есть причина, источник, их вызывающий.  Удовольствие, радость, восторг – положительные эмоции, которые могут быть вызваны встречей с любимым педагогом, красивой музыкой, интересным хореографическим материалом, красочными костюмами. Параллельно с положительными эмоциями всегда существуют отрицательные – печаль, ненависть, страх. Они препятствуют   достижению высоких результатов в обучении, сковывают внимание детей. Но какие бы эмоции ни были, они побуждают к деятельности, определяют поведение ребенка на занятиях.

 

     Умение владеть эмоциями у детей развивается постепенно, так же, как и подчинение их общим требованиям педагога и коллектива. В хореографическом классе развиваются эстетические и интеллектуальные чувства ребенка в связи с развитием познавательных интересов  и элементарных  форм  учебной  деятельности. Ребенок  постепенно начинает осознавать  и контролировать свои эмоции благодаря ориентации педагога и родителей. Внимательный педагог-хореограф замечает существенные изменения в эмоциональной жизни своих учеников. Важно, чтобы преподаватель создал приятную психологическую атмосферу  на занятиях для выражения положительных эмоций детей.

       Расширяя мировоззрение, развивая интеллект у детей, сохраняя их любовь к жизни и веру в нее, педагог-хореограф помогает преодолевать трудности современного бытия через соединение духовной и телесной красоты.